Многообразия путей и форм общественного развития.
Начать стоит с моделей общественного развития. Принято выделять две модели:
- Циклическая модель - модель, где единая мировая история рассматривается как процесс циклического развития замкнутых локальных культур. О. Шпенглер выделял в истории человечества восемь остальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западно-европейскую, майя и русско-сибирскую культуры, каждая из которых проходит один и тот же цикл: рождение, расцвет, упадок и смерть.
- Линейно-восходящая - модель, при которой общество проходит ряд исторических последовательных этапов, заменяющих друг друга. На каждой из последовательных стадий используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества.
- Историческая ступень развития человечества, следующая за варварством (дикость→ варварство→цивилизация).
- Характеристика единства национальных культур определенного региона на определенном историческом отрезке.
- Высокий уровень развития материальных благ и способов их потребления.
Цивилизационный подход
- Отрицает единство всемирно-исторического процесса;
- Заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации;
- Основой этого развития считается духовная культура.
При этом цивилизации принято разделять на 3 типа:
- Природные сообщества.
- Восточные цивилизации.
- Западные цивилизации.
- Возможность глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем их своеобразии;
- Центром исследования является человек и его духовная жизнь;
- Возможность обратить внимание на накопление духовных ценностей, непрерывность исторического процесса.
Формационный подход
- Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством сил и производственных отношений.
- Переход к новой общественно-экономической формации происходит при обострении противоречий между производительными силами и производственными отношениями, которые выливаются в социальную революцию.
- Принято выделять пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Плюсами этого подхода можно назвать обобщение исторического опыта
Европы. Однако развитие мира не позволяло распространить критерии
формационного подхода на все государства.
Стадиальный подход
- Все народы проходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпами, именно поэтому в современном мире сосуществуют общества, находящиеся на разных стадиях.
- Критерием выделения стадий является уровень развития техники и технологий.
Черты традиционного общества: зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность; коллективистский характер общества и отсутствие личностного начала; преимущественная ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности; авторитарный характер власти; отсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; преобладающее распространение людей с особым психическим складом: недеятельные личности; преобладание традиции над нововведениями.
Индустриальное (современное) общество - тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономика является промышленность.
Черты индустриального общества: преобладание инноваций над традициями; светский характер социальной жизни; поступательное развитие; ярко выраженное личностное начало; ориентация на инструментальные ценности; либерально-демократическая система власти; наличие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; преобладание людей с активным деятельным психологическим складом.
Постиндустриальное общество - новая стадия общественного развития, следующая за индустриальным обществом.
Черты индустриального общества: в экономике преобладает сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации; доля продаж технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли превышает доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики; доля населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, превышает численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности; формируется глобальная сеть телекоммуникаций, а также Интернет
Комментариев нет:
Отправить комментарий