четверг, 30 января 2014 г.

Классификация Познания и Знания.

 1. Мифологическое знание.

  • Исторически первая форма знания
  • Слитность логической сферы с эмоционально-волевой
  • Не разделяет объект и субъект познания, вещь и слово, предмет и знак, происхождение вещи и ее сущность
  • Мифы: о сотворении мира, о добывании культурных ценностей, о вселенских катастрофах, биографические
2. Обыденно-практическое = житейское знание.

  • Накопление знаний в процессе жизни и деятельности людей.
  • Основа: жизненный опыт, повседневная практическая деятельность.
  • Включает здравый смысл, приметы, верования, предчувствия, настроения и т.п.
  • Полученные знания очень прочны, хотя разрозненны и не систематичны.
  • Идет становление народной мудрости.
  • Свод рецептов, правил поведения, выработанный народом в процессе своего развития
  • Основные свойства: обобщение опыта, афористичность, здравый смысл
  • Включает пословицы и поговорки
3. Религиозное знание.

  • Выделилось из мифа
  • Религиозное знание основано на вере в сверхъестественные силы; не связано с рациональной деятельностью, не предполагает логические доказательства
4. философское знание.
  • Философское знание имеет предельно общий характер (универсализм) и проверяет все через доводы разума (критицизм)
5. Художественно-образное знание. 

  • Проявляется в искусстве
  • Включает эстетическое отношение человека к действительности
  • Познание мира посредством художественных образов, построенных по законам красоты
  • Эмоциональность.
6. Научное знание.
см. презентацию в блоге. 
7. Социальное познание. 

Предмет социального познания – общество, социальные отношения.
  • Субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают
  • Сложность самого объекта познания
  • Возможности наблюдения и эксперимента в социальном познании ограничены
Для изучения развития общества необходимо принимать во внимание следующие факторы.
  • Текущая деятельность и ее условия, которые являются результатом деятельности предшествующей
  • Производственная и творческая деятельность
  • Взаимосвязь материальной и творческой деятельности
  • Деятельность различных субъектов
Основные социальные науки.
  • История – изучает последовательность событий и причинно-следственные связи между явлениями
  • Социология – изучает социальную структуру общества и общественные отношения
  • Политология – изучает политическую власть, политические отношения, факторы политической жизни общества
  • Юриспруденция – система наук, связанных с изучением правовой системы и правоотношений
  • Экономика – изучает отношения в сфере распределения, обмена и потребления
Социально-гуманитарное познание.
  • Психология, культурология, филология, лингвистика, религиоведение, философия
  • Футурология – особая отрасль социального познания, занимающаяся прогнозом будущего ,анализом возможных перспектив социальных процессов.
8.  Самопознание = рефлексия. 

  • Осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков
  • Результат: осознание человеком собственных форм познания, их предпосылок, анализ содержания и методов познания ,строения и отличительных черт собственного духовного мира
  • Невозможно в отрыве от познания окружающего мира
9. Сравнительная таблица. 

План сравнения
Естествознание
Социальное познание
Предмет изучения
Природа
Общество, культура, человек
Цели изучения
Изучить природу, связи в ней, место человека в этой системе.
Создать совершенную модель общества и новые пути развития общественного прогресса.
Методы изучения
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Точные логико-математические средства и приемы исследования эмпирических социологических исследований, наблюдение, социальный эксперимент.
Позиция исследователя, ее влияние на результат
Исследователь исходит из соображения того, что знание полученное им должно быть объективно и основано на абсолютной истине.
Исследователь имеет дело не с реальным объектом и его свойствами, а с их образами. Допускается субъективность результата.
Конкретные науки, входящие в область
Физика, астрономия, география, химия, биология, геология...
Юриспруденция, история, политология, педагогика, культурология, экономика, психология, филология, лингвистика, риторика, социология...

Комментариев нет:

Отправить комментарий